Коммунальные службы любого города функционируют в рамках бюджета. И рамки эти порой довольно узкие. Именно поэтому антигололедные реагенты должны не только отлично плавить лед, но и быть эффективными с экономической точки зрения.
Узнать цены на реагенты Экороуд
Экономическая эффективность - это показатель, который определяется соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, которые понадобились для достижения этого эффекта (результата). То есть, чем меньше расходы и больше результат хозяйственной деятельности, тем выше эффективность.
Но в случае с антигололедными реагентами под затратами не стоит понимать только стоимость закупки и распределения материалов. Допустим, реагент отрицательно влияет на экологию - значит затраты на восстановление газонов после его применения могут быть куда выше стоимости самого средства.
Читайте также:
- Существует ли идеальный противогололедный реагент? Опыт столицы
- Безопасное использование реагентов во дворах – важные правила
Поговорим об основных факторах, которые следует учитывать при определении экономической эффективности противогололедного реагента:
- Цена антигололедного материала: самый очевидный показатель, как правило, берется за тонну. Например, тонна пескосоли стоит примерно 1 200 рублей, а тонна многокомпонентного реагента "Бионорд" - 14 500 рублей;
- Норма расхода противогололедного материала: расход пескосоляной смеси на 1 м2 - 450 гр, "Бионорда" же - 60 гр;
- Стоимость расхода вещества на 1м2: исходя из предыдущих цифр, можно подытожить, что цена пескосоли на 1 м2 будет 54 копейки, а стоимость "Бионорда" - 87 копеек. Но это еще не окончательная стоимость, так как учтены не все факторы!;
- Стоимость распределения реагента по дорожному полотну: за одну загрузку (5 тонн) транспорт с пескосолью обработает 11 111 м2 дороги, а с "Бионордом" в 7,5 раз больше - 83 333 м2. Это значит, что в то время, как машина с "Бионордом" на одном баке продолжит обрабатывать дорогу, транспорту с песком и солью придется 7 раз вернуться за «добавкой», снова приехать на место, где завершилась посыпка, и ее продолжить. Это значит, что расходы на бензин при использовании пескосоли выше в 7.5 раз, чем при применении "Бионорда";
- Затраты на уборку улиц после зимнего сезона: растворимые реагенты типа "Бионорд" растворяются сами вместе со снегом, а песок, точнее, снежно-песчаную массу нужно вывозить на свалки. Сумма затрат - десятки миллионов рублей. Также песок забивает ливневые стоки, а их очистка очень дорога;
- Стоимость хранения: пескосоль хранится на специальных полигонах, также требуется специальная техника для создания смеси. Противогололедный реагент "Бионорд" хранится в мешках на поддонах. Его хранение особых затрат не требует;
- Способность реагента позитивно влиять на дорожную ситуацию и уменьшать риск ДТП. В противном случае, если будет доказано, что ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна, государство будет вынуждено выплачивать значительные компенсации пострадавшим, что негативно скажется на бюджете. Пескосоль не обеспечивает требующегося коэффициента сцепления автомобильных колес с дорогой. Коэффициент сцепления колес автотранспортных средств с дорожным покрытием должен соответствовать требованиями ГОСТ Р 50597-93 - необходимо, чтобы значение коэффициента составляло не менее 0,3. В случае с пескосолью, это значение - 0,17-0,19 (после россыпи песка по норме 0,1м3 на 1000м2). Многокомпонентные противогололедные реагенты типа "Бионорд" позволяют очистить дорогу до "черного асфальта" и соблюсти все нормы, установленные в РФ;
- Способность реагента эффективно бороться с гололедом, предотвращать травмирование населения и, соответственно, нарушение рабочего процесса: приведем пример, после отказа от противогололедных реагентов с плавящей способностью в Петербурге зимой 2015-2016 только в первый день гололеда (27 января 2016 года) травмы получили 70 человек. За январь-февраль зафиксировано около 1000 потерпевших. В Москве же, где уже больше 4 лет используется противогололедный реагент "Бионорд", отмечается снижение травматизма в 2,5 раза за период применения реагента;
- Безопасность реагента для жизни и здоровья людей: песок - один из мощнейших загрязнителей воздуха, частицы песка невозможно до конца убрать весной, поэтому, когда сходит снег, песок поднимается в воздух и рано или поздно оказывается у горожан в легких. Результат - возникновение и обострение хронических заболеваний дыхательной системы;
- Отсутствие отрицательного влияния на состояние почвенного покрова: использование пескосоляной смеси приводит к засаливанию почв, в то время, как реагенты с формиатами в составе выводятся из почв в течении 72 часов, не причиняя им вреда. Ведь формиат натрия - это органическая соль;
- Издержки на коррозию металлических и железобетонных конструкций: хлорид натрия сам по себе обладает довольно высокой коррозионной активностью, которую песок, естественно, уменьшить не может. Противогололедные реагенты типа "Бионорд" имеют в своем составе формиат натрия - ингибитор коррозии. Он существенно снижает отрицательное влияние хлоридов на металл и бетон;
- Убытки из-за сокращения скорости транспортного потока в случае, если реагент выполняет свои функции недостаточно хорошо: доказано, что в среднем разница в скорости при передвижении по асфальтированному покрытию и при езде по рыхлому снегу составляет 20 км/ч. Соответственно, из-за увеличения времени в пути, растет объем выхлопов от автомобилей. Эти данные редко растут при расчетах, однако он оказывает огромное влияние на экологическое состояние района, а устранение негативных последствий для окружающей среды требует от государства значительных затрат.
Делаем вывод, что растворимые многокомпонентные антигололедные реагенты сочетают в себе высокую экономическую эффективность, отличные плавящие качества и экологичность. Соответственно, именно такие средства для борьбы с гололедом целесообразно применять в городской среде.